Все статьи

Открытое занятие 13 октября 2013 года

Открытое занятие вокального ансамбля «Бравы ребятушки плюс»

Группа № 2 (6 год обучения)

Тема: «Работа над дикцией»

Форма проведения: игра-путешествие

Цель занятия: эмоциональное исполнение разнохарактерных вокальных упражнений с четкой дикцией.

Задачи:


  • закрепить умения делить текст на вокальные слоги, применять при пении правила произношения в вокале;
  • развить познавательный интерес к применению скороговорок в певческой практике;
  • способствовать воспитанию эмоционально-чувственной сферы обучающихся через исполнение разнохарактерных музыкальных упражнений;


Возраст обучающихся: 9-11 лет

Тип занятия — закрепление пройденного материала

Оборудование:


  • аудиозаписи;
  • мультимедийный проектор (презентация)

Ход занятия

Организационный этап

Педагог: Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь. Начинаем наше занятие. И, как всегда, давайте поздороваемся еще и музыкально.

Педагог поет: Здравствуйте, ребята!

Дети поют: Здравствуйте!

Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними!

Все поют: Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

Подготовительный этап

Педагог: На предыдущем занятии мы с вами работали над дикцией в 1 куплете и припеве песни "С друзьями", так же мы разбирали, как делится этот текст на вокальные слоги.

Сегодня мы постараемся не только четко произносить слова, делить песню на вокальные слоги, но и эмоционально исполнять вокальные упражнения.

Ребята, давайте вспомним первый куплет песни и его деление на слоги. Посмотрите на слайд. Ой, что же это? Наверное, в наш компьютер пробрался вирус и все нам перепутал!

Дети находят ошибки в делении песни на слоги.

Ну вот, теперь все правильно! Молодцы!

Я думаю, вы согласитесь, что с друзьями нам любое дело по плечу! Вы это доказали, когда все вместе справились с заданием. С друзьями и песней и в походе веселее! Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас ходил в поход? С кем? Вам понравилось? Хотели бы вы сейчас, не выходя из класса, все вместе отправиться в путешествие? (Дети отвечают на вопросы). И я с удовольствием отправлюсь с вами в поход!

Основной этап

Педагог: Ну что же, собираемся в путь! Но для этого нужно основательно подготовиться! Какой поход без снаряжения и хорошей песни? Правда?.. Возьмем с собой в поход и те скороговорки, которые вы подобрали и выучили дома. А у нас с вами в походе снаряжение – это голосовой аппарат, который необходимо разогреть, чтобы красиво петь. И дыхательные упражнения помогут нам в пути. Подойдите, пожалуйста, к зеркалу. Слушаем и повторяем!

Дети встают и подходят к зеркалу.

Делаем упражнения А. Карягиной под аудиозапись (1,6,11) (4мин.)

Педагог: Ребята, давайте вспомним, что еще необходимо в походе.

Наводящие вопросы педагога. Дети отвечают, делают артикуляционную гимнастику (слайд).

- Лопата (вырыть ямку)

- Чашка (попить чай)

- Лодка (переправиться на другой берег реки)

- Мяч (будем играть в футбол)

- На прощанье поцелуем родных и улыбнемся им. (Дети делают)

Педагог: Ребята, что мы сейчас делали?

Дети: Гимнастику.

Педагог: Для чего?

Дети: гимнастику для артикуляции.

Педагог: Скажите, ребята, что такое артикуляция?

Дети отвечают. Педагог обобщает ответы детей и обращает их внимание на определение артикуляции на слайде.

Артикуляция – это активное, четкое произношение звуков. А в этом главную роль играют уже не голосовые связки, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое нёбо)

Педагог: Что ещё нужно для пения?

Дети: Дикция.

Педагог: Что такое дикция?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно! Дикция – правильное произношение букв, слогов, слов.

В каждом деле есть свои правила. Они есть, и когда мы идем в поход. Давайте вспомним некоторые из них, а наш экран нам поможет!

Дети отвечают (слайд с правилами поведения в походе)

Педагог: А когда мы поем, какие правила вокальной дикции нам помогают?

Дети отвечают

Педагог: Давайте проверим, все ли правила мы назвали? (слайды)

1.В пении гласные тянем, согласные четко проговариваем.

2.В конце каждого вокального слога должна стоять только гласная буква.


  1. Согласные в окончаниях произносятся четко ("стреляем").


4.Все звонкие согласные переходят в глухие.

5.Чем тише поём, тем активнее артикуляция.

Педагог: Вот теперь мы точно готовы к походу! Запеваем 1 куплет с припевом песни "С друзьями", чтобы веселее идти! Не забываем проговаривать согласные и пропевать гласные!

Дети поют. (Слайд 1куплета с припевом)

Педагог: Молодцы!

Вы знаете, что в походе встречаются неожиданности, с которыми нужно справиться и преодолеть их. Вот вам первое задание — разделить на вокальные слоги 2-ой куплет песни «С друзьями».

(Слайд 2 куплета с припевом, педагог дает строки текста дифференцированно по степени сложности).

Педагог: А теперь споем вместе 2-ой куплет с припевом, правильно разделяя текст на вокальные слоги и четко проговаривая слова песни.

(Слайд с правильным делением на вокальные слоги)

Педагог: Молодцы! Вы справились с первым заданием! Наш поход продолжается! Скажите, пожалуйста, что еще нам помогает четко проговаривать слова песни?

Дети: Скороговорки.

Педагог: Да! У нас с вами есть несколько скороговорок, которые помогают нам в работе над дикцией. Посмотрите, пожалуйста, на экран!

(Слайд- скороговорка с картинкой быка)

Кто нам повстречался на пути?

Дети отвечают.

Педагог: Какие правила вокальной дикции соответствуют этой скороговорке?

Дети: Согласные в окончаниях слов "стреляем", звонкую согласную «б» делаем глухой (в слове «тупогуб»).

Педагог: Давайте дружно пропоем скороговорку про быка, не забывая про четкую артикуляцию.

Дети поют скороговорку: "Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа" по полутонам вверх и вниз. (При исполнении скороговорки вниз, использую групповую и индивидуальную форму занятия).

Что ж, и с этим заданием вы успешно справились!

Педагог: А теперь мы делаем привал! Садитесь на свои места! Чтобы восстановить дыхание и набраться сил, сделаем дыхательные упражнения по методике А. Стрельниковой — "Ладошки", "Обними плечи".

Физкультминутка

Вот мы отдохнули и набрались сил! Вы знаете, ребята, что вечером у костра путешественники рассказывают интересные истории, а мы с вами будем рассказывать скороговорки, которые вы подготовили дома. Кто из вас может рассказать товарищу скороговорку в разных темпах и с разным настроением? Кто смелый? А мы поддержим!

Дети аплодируют желающим.

Педагог: Скажите, в каком темпе и с каким настроением вы будете произносить свою скороговорку?

Дети озвучивают настроение (радостно, вопросительно, удивленно, испуганно, шепотоми т.д. по желанию) и темп (медленно, умеренно, быстро) скороговорок, рассказывают их друг другу.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, справились наши рассказчики с выбранным настроением и темпом?

Дети отвечают.

Педагог: Замечательно! Среди нас есть бесстрашные, смелые и талантливые участники похода! Скажите, пожалуйста, где активнее артикуляция, когда мы тихо говорим или обычным голосом? А когда тихо поем или в полный голос, изменяется ли артикуляция?

Дети отвечают, что чем тише говорим или поем, тем активнее артикуляция (движения губ, щек, языка и т. д.).

Педагог: Других «рассказчиков» мы выслушаем на следующем занятии.

Итоговый этап

Педагог: Возвращаясь домой из нашего похода, давайте вспомним, что мы сегодня делали и чему научились?

Дети отвечают.

Педагог: Как вы думаете, теперь мы можем эмоционально исполнить разнохарактерные вокальные упражнения с четкой дикцией?

Дети отвечают.

Педагог: Я тоже так думаю! Наш поход подошел к концу. Вы справились со всеми трудностями успешно! Понравилось вам наше необычное путешествие? Впереди у нас еще много интересного и познавательного, а сейчас мы с вами прощаемся. (Педагог поет). До свидания!

Дети: До свидания!