Все статьи

Семинар "Развитие дикции на основе мелодических скороговорок"

Тема: «Развитие дикции на основе мелодических скороговорок»


"Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны детей или более успешной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та, и другая деятельность стимулировалась эмоционально".
Л.С. Выготский.


Занятия вокалом – это самый короткий путь, помогающий человеку обрести физическое, духовное психическое здоровье. Включение детей в активные формы деятельности на этих занятиях является необходимым условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку, которую Б.М.Теплов, профессор психологии, считал главным показателем музыкальности.
Сидя в зале во время вокальных конкурсов, слушая выступления конкурсантов, часто задаешь себе вопрос: почему микрофоны одни и те же, звукорежиссёры за режиссёрским пультом не меняются, а качество звучания у всех певцов разное? Одни вокалисты ясно и понятно пропевают каждое слово, а слушая других, приходится напрягать своё внимание, активизировать мышление, чтобы разобрать, о чём они поют.
А ведь задача певца, в первую очередь, – передать смысл произведения, раскрыть его художественный образ. Поэтому каждое слово в вокальном произведении должно звучать ясно, понятно, четко и выразительно. Такое мастерство в передаче слова не приходит само собой. Это результат большой работы и над вокалом, и над дикцией.
Давайте обратимся к основным понятиям, необходимым для раскрытия темы:
Дикция – это степень отчетливости в произношении слов.
Артикуляция – это работа органов речи при произнесении звуков.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от строения которого зависит качество собственно самого звука. Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности рекомендуется через снятие различных зажатий и стимуляцию четкой работы различных мышц и органов. Активная естественность или активная свобода - это нормальная жизненная подача произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом на самый «трудный» зал. Но при этом надо помнить, что активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Во время пения артикуляция влияет не только на чёткость дикции, но и на чистоту пения. Каждое слово в речи или в пении, как правило, должно быть четким по произношению, ярким, выразительным и достаточно громким, чтобы его было отчётливо слышно даже в последнем ряду большого концертного зала. Для этого, в первую очередь, необходима отличная дикция, то есть четкое, ясное произношение слов.
Для улучшения дикции существует прекрасное средство – скороговорки. Как сказано в словаре С.И. Ожегова, скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Обратимся к основным правилам разучивания скороговорки.
1.Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп увеличивать. “Пробалтывание” текста в “никуда”, безо всякого смысла, не принесёт пользы.
2.Важно видеть то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение. И, таким образом, одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.
3.Также очень полезно сначала проговаривать скороговорки беззвучно и медленно. А потом произносить вслух, постепенно увеличивая темп.
4.Используйте в работе рассказы из скороговорок, эмоционально передавая смысл всего рассказа, выделяя главную мысль.
5.Помимо проговаривания обязательно пропеть скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Петь скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы и т. д.
Педагог Ф. Витт рекомендует обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.
Музыкальные скороговорки - это тексты, положенные на музыку, то есть песенки. Маленькие по размеру, но очень емкие по своим учебным задачам, которые способствуют развитию четкой артикуляции, точной интонации, воспитывают метроритмическую свободу и образность исполнения. Они незаменимы в работе с детьми.
Пение в сочетании с движениями обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего - это живое, непосредственное общение. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой и движениями, вызывают интерес у большинства детей. По мере развития ребенка - формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи - усложняются его эмоциональные переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание, а соответствующие движения - выразить свое отношение. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом и движением, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа.
Эффективным приемом могут быть вокальные «тараторочки» Льва Хайтовича, нижегородского композитора, педагога, которые представляются одним из эффективных приемов активизации эмоциональности детей в начале музыкального занятия. В их основе лежит идея использования коротких полифункциональных распевок в качестве перехода от традиционных певческих упражнений к работе над полноформатными песнями. «Тараторочки» предоставляют возможность для развития чувства стиля, импровизационного начала, самостоятельного музыкального мышления у учащихся.
Тексты упражнений содержат яркие лаконичные художественные образы, а поэтому легко запоминаются и не представляют сложности при их повторении.
Все «тараторочки» имеют программные подзаголовки. Содержание музыкального материала доступно как юным вокалистам, так и учащимся более старшего возраста, следовательно, исполнение детских песенок будет осознанное. Использование вокально-двигательных разминок в начале занятия позволит активизировать эмоциональность детей.